Половина строящегося жилья в столице относится к бюджетным сегментам, отмечает руководитель «ИРН-Консалтинг».
В старую Москву, которая традиционно воспринимается как площадка для строительства дорогого жилья, возвращаются бюджетные новостройки. За последние пять лет доля экономкласса в общем объеме строительства коммерческого жилья выросла почти в три раза и к настоящему времени уже достигла 50% рынка, отмечает руководитель компании «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.
В начале 2000-х в Москве строили много панельного жилья – до 30% рынка. С учетом сравнительно дешевых монолитных новостроек, которые возводились в округах, традиционно считающихся менее престижными – Северо-Восточном, Восточном, Юго-Восточном и Южном, – и характеризовались не самой удачной локацией, доля экономкласса в Москве достигала 40% рынка первичного жилья. Но постепенно, по мере притока в российскую экономику нефтяных денег, роста благосостояния населения и себестоимости строительства в столице (цена земли, доли города, инфраструктурных обременений), московские застройщики переключались на возведение дорогой недвижимости – бизнес- и элитного классов.
Смене приоритетов поспособствовал и федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве жилья», вступивший в силу весной 2005 г. Принятие закона, разрешавшего продавать квартиры в новостройках только после оформления прав на земельный участок и получения разрешения на строительство, привело к резкому увеличению расходов девелоперов, особенно на начальном этапе реализации проекта. В результате строить дешевое жилье на дорогой московской земле стало просто невыгодно, и застройщикам, у которых были собственные производственные мощности (домостроительные комбинаты), пришлось «переехать» в Подмосковье, куда вместе с ними и переместился рынок жилья экономкласса Московского региона.
«А в Москве после 2005 года практически все проекты коммерческого жилья старались вытянуть в бизнес-класс», – пояснила эксперт.
Нет, панель из Москвы никуда не исчезла – в столице по-прежнему строили дешевое типовое жилье, но на рынок оно не попадало, так как практически весь объем распределялся в рамках городских жилищных программ.
В принципе, перекос в сторону дорогого жилья в Москве, возникший в середине 2000-х гг., был экономически оправдан. Первопрестольная стала местом, куда стекались финансовые и миграционные потоки не только со всей России, но и со всего ближнего зарубежья, так что спрос на столичную недвижимость, причем весьма платежеспособный спрос, был огромен, а объемы жилищного строительства внутри МКАД – ограничены ввиду дефицита свободных площадок и последствий 214-ФЗ. Состоятельные граждане, намучившиеся в крохотных квартирках советской эпохи, хотели жить с размахом и с удовольствием покупали «единички» от 50 кв. м и «двушки» от 80 кв. м.
По данным «ИРН-Консалтинг», перед кризисом 2008 г. из 211 новостроек (примерно 4,7 млн кв. м квартир) от Третьего транспортного кольца до МКАД лишь 43 здания (800 000 кв. м) можно было отнести к экономклассу. То есть на относительно доступное жилье приходилось примерно 17% от общих объемов строительства.
Средняя цена метра в бизнес-классе примерно на 45% превышала таковую в экономклассе – 188 000 против 130 000 руб. Однако из-за того, что жилье бизнес-класса значительно больше по площади, цена квартиры была почти вдвое выше: если в экономклассе она составляла в среднем 7-8 млн руб., то в бизнес-классе – 14-15 млн руб.
Возможно, Москва бы и по сей день оставалась городом бизнес-класса, однако грянувший в 2008 г. кризис заставил девелоперов скорректировать планы в сторону уменьшения площадей и снижения цен. Демократизацию рынка стимулировало и увеличение объемов строительства в Подмосковье, оттягивавшее спрос из Москвы.
В результате квартиры размером с футбольное поле теперь редко встречаются и в элитных ЖК – кризис научил скромности даже состоятельных покупателей, зато в бюджетном сегменте выросло не только количество проектов, но и их качество: появились новостройки комфорткласса, сочетающие относительно доступную стоимость с некоторыми опциями жилья бизнес-класса (монолитная или монолитно-кирпичная технология строительства, более просторные квартиры, более удачные планировочные решения, подземный паркинг и т.п.).
По данным «ИРН-Консалтинг», между ТТК и МКАД в июле 2014 г. на продажу предлагалось 152 новостройки, в том числе 76 из них (50%) – эконом- и комфорткласса. Суммарная доля квартир, выставленных в них на продажу, составила 62%. Более подробно об этом читайте в статье «Новостройки Москвы в июле 2014 г.: на рынке затишье».
«Столичный рынок повернулся в сторону доступного жилья – это по большому счету единственное, что сейчас пользуется спросом», – подчеркнула Татьяна Калюжнова.
И по всей видимости, будет пользоваться в обозримом будущем, так как макроэкономическая ситуация сейчас не способствует росту доходов населения и доступности ипотечных кредитов. А значит, и роста платежеспособного спроса на рынке недвижимости ожидать не стоит.
Источник:
http://www.irn.ru
пятница, 14 декабря 2018 г.
Новостройки Москвы: возвращение экономкласса
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий